Российский международный реестр судов

  

        В первую очередь  обращаем внимание на следующие обстоятельства, так  Федеральный закон № 168 ФЗ о Российском международном реестре судов предложилсудовладельцам значительные льготы и преимущества, связанные с регистрацией в Российском международном реестре судов.

 При этом судовладелец освобождается сразу от четырех налогов:

1.      НДС - Не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Международном Реестре. . Порядок обложения НДС операций по реализации работ/услуг общий, т.е. по экспортным операциям также ставка 0 %.

2.      На прибыль - Доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, не учитываются при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль. При этом для применения данного пункта, под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

3.      На имущество - Организации  в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций.

4.      Таможенные пошлины -  Освобождаются от пошлины суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации, декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.   

  Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.

    Срок регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.

Судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит обязательному исключению из этого реестра по следующим дополнительным к п. 1 ст. 47 КТМ основаниям:

заявление судовладельца;

несоответствие зарегистрированного судна требованиям пункта 7 статьи 33 настоящего Кодекса;

истечение установленного пунктом 3 статьи 37 настоящего Кодекса срока регистрации судна;

               просрочка судовладельцем уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов.

   При  регистрации судна в российском международном реестре, судовладелец обязан  заплатить государственную пошлину за регистрацию и в последующем производить ежегодные платежи за подтверждении регистрации. Суммы подлежащие оплате рассчитываются исходя из валовой вместимости судна:

За регистрацию судов в Российском международном реестре судов:

ст.333.33 п. 108

 

При валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 3000 единиц валовой вместимости включительно

52000  

   плюс 9, 4 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 3000  единиц валовой вместимости до 8000 единиц валовой вместимости включительно

ст.333.33 п. 108

54000

плюс 8, 8 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 8000  единиц валовой вместимости до 20000 единиц валовой вместимости включительно

96000

плюс 5, 0 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 20000  единиц валовой вместимости

134000

плюс 3, 2 рубля за каждую единицу вал. вместимости

За ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов

ст.333.33 п. 109

 

При валовой вместимости судна от 80  единиц валовой вместимости до 8000  единиц валовой вместимости включительно

14000

плюс 22, 4 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 8000  единиц валовой вместимости до 20000  единиц валовой вместимости включительно

104 000

плюс 14, 2 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 20000  единиц валовой вместимости до 45000  единиц валовой вместимости включительно

204000

плюс 9, 2 рубля за каждую единицу вал. вместимости

При валовой вместимости судна свыше 45000  единиц валовой вместимости

260000

плюс 8, 0 рубля за каждую единицу вал. вместимости

 

 

      В настоящее время частично урегулирован  вопрос о   классификационных общества, так технический надзор за судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их классификация, по выбору судовладельца, могут осуществляться, в том числе иностранными классификационными обществами, что создает условия для снижения расходов судовладельцев на переоформление свидетельств. Как показывает наша регистрационная практика при  регистрации судна   в Российском международном реестре судов ,со стороны регистрационных органов допускаются следующие иностранные классификационные общества Бюро Веритас  (Bureau Veritas ) и Германский Ллойд (Germanischer Lloyd), РИНА (RINA).

  Связанное с торговым мореплаванием страхование всякого имущественного интереса, в том числе на территории РФ, по выбору судовладельца может осуществляться у российского страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке, или у иностранного страховщика. Суда, ввозимые на территорию РФ и подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов, не облагаются налогом.

      Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не облагаются транспортным налогом, а судовладельцы освобождаются в отношении них от налога на имущество. Действующее законодательство позволяет оптимизировать налогообложение российского юридического лица. В том числе путем перехода на упрощенную систему налогообложения. Но стоит оговориться, что такая возможность предоставлена не всем, а только тем организациям, которые отвечают требованиям, установленным законом.

     Право использовать льготы, а точнее, зарегистрировать судно в Российском международном реестре РФ предоставлено только российским юридическим лицам. К такому выводу приводит буквальное прочтение ст. 15 КТМ РФ. В качестве исключения право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, переданному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру). В статье 16 КТМ РФ содержится лишь указание на момент возникновения такого права плавания под флагом РФ: с момента регистрации судна в одном из реестров. Таким образом, возможностью зарегистрировать судно в Российском международном реестре обладает только российское юридическое лицо, у которого судно находится либо в собственности, либо в бербоут-чартере. 

     Второй фактор, который необходимо учитывать при оценке привилегий, полагающихся при регистрации судна в Российском международном реестре, это наличие ограничений по району эксплуатации судна. Согласно п. 7 ст. 33 КТМ РФ в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. В соответствии со ст. 4 КТМ РФ перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. То есть российский собственник или бербоут-фрахтователь, получивший право плавания под российским флагом, зарегистрировав судно в Международном реестре, ограничен  вправе  , осуществлять,  морские перевозки в каботаже и перевозки по внутренним водным путям РФ. На настоящий момент  несколько российских судоходных компаний ,осуществляющих оказание услуг по буксировке морских судов в портах Российской Федерации о ,которые используются для международных перевозок грузов успешно пользуются  налоговыми и экономическими   предоставляемым морским судам  зарегистрированными  в Российском международном реестре.  При этом морские суда были построены и приобретены за границей , а в последующем при ввозе  вышеназванного транспортного средства  судовладельцами в полной мере  были использованы льготы и преимущества, связанные с регистрацией в Российском международном реестре судов.

  Со   своей стороны считаем необходимым указать, что как показывает практика нашей юридической компании , несмотря  на уже сложившуюся практику регистрации  судов  в Российском международном реестре судов  в различных регионах Российской Федерации существует различных подходы со стороны таможенных  и налоговых органов ,как к процедуре ввоза судна ,так и в последующем налогообложении  , то есть  следует констатировать ,что пока единая практика не сложилась.

 

                                                            СРАВНИТЕЛЬНАЯ   ТАБЛИЦА

  

Регистрация судна в Международном реестре судов

Регистрация в Государственном судовом реестре

1. В действующем законодательстве  до сих пор не урегулирован   вопрос допустима ли регистрация судна, находящегося в собственности иностранного юридического лица (нерезидента), в Международном Реестре.

Так как ст. 15 КТМ РФ устанавливает, что право плавания под российским флагом может быть предоставлено только в отношении судов, находящихся в собственности резидента (российских лиц).

 Как показывает практика регистрации судов  возможен отказ регистрации в Международном Реестре судна, находящегося в собственности иностранного юр. лица (например, оффшорной компании).

2. Согласно ст. 4 КТМ РФ перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) не могут осуществляться судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов (если иное не установлено международными договорами).

1. В государственном судовом реестре может быть зарегистрировано судно, под российским флагом и, соответственно, находящееся в собственности:

- граждан Российской Федерации;

- юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; муниципальных образований.

2. Нет ограничений по эксплуатации в каботаже судов под российским флагом, зарегистрированных в РМРС.

 

3. В соответствии с п. 4 ст. 22 КТМ РФ технический надзор за судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их классификация по выбору судовладельцев осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов (РМРС) или наделенным Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации иностранным классификационным обществом.

3. Технический надзор и классификация - осуществляется российскими органами технического надзора и классификации судов (РМРС, РРР).

Налоговые преференции, при регистрации судов в Международном Реестре.

Налоговый режим при эксплуатации судов, зарегистрированных в Государственном судовом Реестре.

1. НДС

1.1. Не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Международном Реестре.

1.1. Нет освобождения от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ.

1.2. Порядок обложения НДС операций по реализации работ/услуг общий, т.е. по экспортным операциям также ставка 0 %.

1.2. По экспортным операциям - ставка НДС 0 %.

1.3. Операции по реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, облагаются НДС по налоговой ставке 0 % при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ:

1) контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

2) выписка из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;

3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

4) документы, подтверждающие мощность главных двигателей и вместимость судна;

НО:

Налогообложению НДС по ставке 18 % (п. 3 ст. 164 НК) будет подлежать реализация судна, зарегистрированного в Международном Реестре, если такая реализация произойдет в течение десяти лет с момента регистрации и повлечет за собой исключение судна из указанного реестра, или если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена. (в этом случае налоговая база определяется налоговым агентом - бывшим собственником как стоимость, по которой это судно было реализовано, с учетом налога.

1.3.Операции по реализации судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, облагаются НДС по ставке - 18 %.

2. Налог на прибыль организаций

 4. Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.

Срок регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.

Судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит обязательному исключению из этого реестра по следующим дополнительным к п. 1 ст. 47 КТМ основаниям:

заявление судовладельца;

несоответствие зарегистрированного судна требованиям пункта 7 статьи 33 настоящего Кодекса;

истечение установленного пунктом 3 статьи 37 настоящего Кодекса срока регистрации судна;

просрочка судовладельцем уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов.

5. В отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, страхование связанного с торговым мореплаванием всякого имущественного интереса, в том числе на территории Российской Федерации, по выбору судовладельца может осуществляться у российского страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке, или у иностранного страховщика.

5. Страхование интересов юридических лиц - резидентов могут осуществлять только российские страховые компании, т.е. суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре (под флагом РФ) и связанные с ними имущественные интересы могут быть застрахованы только у российских страховщиков.

 

 

 

2.1. Доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, не учитываются при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль. При этом для применения данного пункта, под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

2.1. При определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются доходы от эксплуатации судна, зарегистрированного в Государственном судовом Реестре, облагаются по ставке 24 %.

2.2.. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

3. Транспортный налог.

3.1. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

3.1. Являются объектом обложения транспортным налогом.

4. Налог на имущество организаций.

4.1. Организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций.

4.1. Суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, являются объектом обложения налога на имущество организаций.

5. Иные налоги и сборы.

5.1. Нет различий в обложении ЕСН и экологическим налогом.

6. Таможенные пошлины.

6.1. Освобождаются от пошлины суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации, декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.

6.1. Нет освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Владимир Викторович

 Управляющий партнер АБ "Юринфлот-СПб"

Владимир Морковикн

Услуги
Новости
20.09.2017
АБ "Юринфлот-Санкт-Петербург" приняло участие на второй Международной конференции «Современный портовый флот – основа безопасности»
14.06.2016
АБ "Юринфлот-Санкт-Петербург" приняло участие урегулирование спора,связанным с навалом судна "Лира"на опору строящегося Керченского моста.
20.02.2016
Управляющий АБ "Юринфлот-СПБ" дал комментарий газете "Деловой Петербург" касательно таможенных изменений
01.12.2015
Управляющий АБ "Юринфлот-СПб" Владимир Морковкин дал комментарий РБК касательно закрытия Турцией проливов
21.11.2014
Адвокатское бюро "Юринфлот-Санкт-Петербург" вошло в число лидеров компаний Санкт-Петербурга по оказанию юридических услуг в области Морского бизнеса
Наши контакты

Адрес: 198035,Санкт-Петербург, Межевой канал д.8, 1 эт.

Тел: +7(812)908-11-73 Моб: +7(921)324-46-46
mail:jurinflot-spb@mail.ru, info@jurinflotspb.ru

 

Информеры - курсы валют