Российский международный реестр судов
В первую очередь обращаем внимание на следующие обстоятельства, так Федеральный закон № 168 ФЗ о Российском международном реестре судов предложилсудовладельцам значительные льготы и преимущества, связанные с регистрацией в Российском международном реестре судов.
При этом судовладелец освобождается сразу от четырех налогов:
1. НДС - Не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Международном Реестре. . Порядок обложения НДС операций по реализации работ/услуг общий, т.е. по экспортным операциям также ставка 0 %.
2. На прибыль - Доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, не учитываются при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль. При этом для применения данного пункта, под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.
3. На имущество - Организации в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций.
4. Таможенные пошлины - Освобождаются от пошлины суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации, декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.
Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.
Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.
Срок регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.
Судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит обязательному исключению из этого реестра по следующим дополнительным к п. 1 ст. 47 КТМ основаниям:
заявление судовладельца;
несоответствие зарегистрированного судна требованиям пункта 7 статьи 33 настоящего Кодекса;
истечение установленного пунктом 3 статьи 37 настоящего Кодекса срока регистрации судна;
просрочка судовладельцем уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов.
При регистрации судна в российском международном реестре, судовладелец обязан заплатить государственную пошлину за регистрацию и в последующем производить ежегодные платежи за подтверждении регистрации. Суммы подлежащие оплате рассчитываются исходя из валовой вместимости судна:
За регистрацию судов в Российском международном реестре судов:
|
ст.333.33 п. 108
|
|
При валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 3000 единиц валовой вместимости включительно
|
52000
плюс 9, 4 рубля за каждую единицу вал. вместимости
|
При валовой вместимости судна свыше 3000 единиц валовой вместимости до 8000 единиц валовой вместимости включительно
|
ст.333.33 п. 108
|
54000
плюс 8, 8 рубля за каждую единицу вал. вместимости
|
При валовой вместимости судна свыше 8000 единиц валовой вместимости до 20000 единиц валовой вместимости включительно
|
96000
плюс 5, 0 рубля за каждую единицу вал. вместимости
|
При валовой вместимости судна свыше 20000 единиц валовой вместимости
|
134000
плюс 3, 2 рубля за каждую единицу вал. вместимости
|
За ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов
|
ст.333.33 п. 109
|
|
При валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 8000 единиц валовой вместимости включительно
|
14000
плюс 22, 4 рубля за каждую единицу вал. вместимости
|
При валовой вместимости судна свыше 8000 единиц валовой вместимости до 20000 единиц валовой вместимости включительно
|
104 000
плюс 14, 2 рубля за каждую единицу вал. вместимости
|
При валовой вместимости судна свыше 20000 единиц валовой вместимости до 45000 единиц валовой вместимости включительно
|
204000
плюс 9, 2 рубля за каждую единицу вал. вместимости
|
При валовой вместимости судна свыше 45000 единиц валовой вместимости
|
260000
плюс 8, 0 рубля за каждую единицу вал. вместимости
|
В настоящее время частично урегулирован вопрос о классификационных общества, так технический надзор за судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их классификация, по выбору судовладельца, могут осуществляться, в том числе иностранными классификационными обществами, что создает условия для снижения расходов судовладельцев на переоформление свидетельств. Как показывает наша регистрационная практика при регистрации судна в Российском международном реестре судов ,со стороны регистрационных органов допускаются следующие иностранные классификационные общества Бюро Веритас (Bureau Veritas ) и Германский Ллойд (Germanischer Lloyd), РИНА (RINA).
Связанное с торговым мореплаванием страхование всякого имущественного интереса, в том числе на территории РФ, по выбору судовладельца может осуществляться у российского страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке, или у иностранного страховщика. Суда, ввозимые на территорию РФ и подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов, не облагаются налогом.
Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не облагаются транспортным налогом, а судовладельцы освобождаются в отношении них от налога на имущество. Действующее законодательство позволяет оптимизировать налогообложение российского юридического лица. В том числе путем перехода на упрощенную систему налогообложения. Но стоит оговориться, что такая возможность предоставлена не всем, а только тем организациям, которые отвечают требованиям, установленным законом.
Право использовать льготы, а точнее, зарегистрировать судно в Российском международном реестре РФ предоставлено только российским юридическим лицам. К такому выводу приводит буквальное прочтение ст. 15 КТМ РФ. В качестве исключения право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, переданному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру). В статье 16 КТМ РФ содержится лишь указание на момент возникновения такого права плавания под флагом РФ: с момента регистрации судна в одном из реестров. Таким образом, возможностью зарегистрировать судно в Российском международном реестре обладает только российское юридическое лицо, у которого судно находится либо в собственности, либо в бербоут-чартере.
Второй фактор, который необходимо учитывать при оценке привилегий, полагающихся при регистрации судна в Российском международном реестре, это наличие ограничений по району эксплуатации судна. Согласно п. 7 ст. 33 КТМ РФ в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. В соответствии со ст. 4 КТМ РФ перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. То есть российский собственник или бербоут-фрахтователь, получивший право плавания под российским флагом, зарегистрировав судно в Международном реестре, ограничен вправе , осуществлять, морские перевозки в каботаже и перевозки по внутренним водным путям РФ. На настоящий момент несколько российских судоходных компаний ,осуществляющих оказание услуг по буксировке морских судов в портах Российской Федерации о ,которые используются для международных перевозок грузов успешно пользуются налоговыми и экономическими предоставляемым морским судам зарегистрированными в Российском международном реестре. При этом морские суда были построены и приобретены за границей , а в последующем при ввозе вышеназванного транспортного средства судовладельцами в полной мере были использованы льготы и преимущества, связанные с регистрацией в Российском международном реестре судов.
Со своей стороны считаем необходимым указать, что как показывает практика нашей юридической компании , несмотря на уже сложившуюся практику регистрации судов в Российском международном реестре судов в различных регионах Российской Федерации существует различных подходы со стороны таможенных и налоговых органов ,как к процедуре ввоза судна ,так и в последующем налогообложении , то есть следует констатировать ,что пока единая практика не сложилась.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Регистрация судна в Международном реестре судов
|
Регистрация в Государственном судовом реестре
|
1. В действующем законодательстве до сих пор не урегулирован вопрос допустима ли регистрация судна, находящегося в собственности иностранного юридического лица (нерезидента), в Международном Реестре.
Так как ст. 15 КТМ РФ устанавливает, что право плавания под российским флагом может быть предоставлено только в отношении судов, находящихся в собственности резидента (российских лиц).
Как показывает практика регистрации судов возможен отказ регистрации в Международном Реестре судна, находящегося в собственности иностранного юр. лица (например, оффшорной компании).
2. Согласно ст. 4 КТМ РФ перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) не могут осуществляться судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов (если иное не установлено международными договорами).
|
1. В государственном судовом реестре может быть зарегистрировано судно, под российским флагом и, соответственно, находящееся в собственности:
- граждан Российской Федерации;
- юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; муниципальных образований.
2. Нет ограничений по эксплуатации в каботаже судов под российским флагом, зарегистрированных в РМРС.
|
3. В соответствии с п. 4 ст. 22 КТМ РФ технический надзор за судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их классификация по выбору судовладельцев осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов (РМРС) или наделенным Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации иностранным классификационным обществом.
|
3. Технический надзор и классификация - осуществляется российскими органами технического надзора и классификации судов (РМРС, РРР).
|
Налоговые преференции, при регистрации судов в Международном Реестре.
|
Налоговый режим при эксплуатации судов, зарегистрированных в Государственном судовом Реестре.
|
1. НДС
|
1.1. Не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Международном Реестре.
|
1.1. Нет освобождения от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ.
|
1.2. Порядок обложения НДС операций по реализации работ/услуг общий, т.е. по экспортным операциям также ставка 0 %.
|
1.2. По экспортным операциям - ставка НДС 0 %.
|
1.3. Операции по реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, облагаются НДС по налоговой ставке 0 % при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ:
1) контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;
2) выписка из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;
3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;
4) документы, подтверждающие мощность главных двигателей и вместимость судна;
НО:
Налогообложению НДС по ставке 18 % (п. 3 ст. 164 НК) будет подлежать реализация судна, зарегистрированного в Международном Реестре, если такая реализация произойдет в течение десяти лет с момента регистрации и повлечет за собой исключение судна из указанного реестра, или если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена. (в этом случае налоговая база определяется налоговым агентом - бывшим собственником как стоимость, по которой это судно было реализовано, с учетом налога.
|
1.3.Операции по реализации судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, облагаются НДС по ставке - 18 %.
|
2. Налог на прибыль организаций
|
4. Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.
Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.
Срок регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.
Судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит обязательному исключению из этого реестра по следующим дополнительным к п. 1 ст. 47 КТМ основаниям:
заявление судовладельца;
несоответствие зарегистрированного судна требованиям пункта 7 статьи 33 настоящего Кодекса;
истечение установленного пунктом 3 статьи 37 настоящего Кодекса срока регистрации судна;
просрочка судовладельцем уплаты государственной пошлины за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов.
|
5. В отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, страхование связанного с торговым мореплаванием всякого имущественного интереса, в том числе на территории Российской Федерации, по выбору судовладельца может осуществляться у российского страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке, или у иностранного страховщика.
|
5. Страхование интересов юридических лиц - резидентов могут осуществлять только российские страховые компании, т.е. суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре (под флагом РФ) и связанные с ними имущественные интересы могут быть застрахованы только у российских страховщиков.
|
2.1. Доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, не учитываются при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль. При этом для применения данного пункта, под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
|
2.1. При определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются доходы от эксплуатации судна, зарегистрированного в Государственном судовом Реестре, облагаются по ставке 24 %.
|
2.2.. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
|
3. Транспортный налог.
|
3.1. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.
|
3.1. Являются объектом обложения транспортным налогом.
|
4. Налог на имущество организаций.
|
4.1. Организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций.
|
4.1. Суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, являются объектом обложения налога на имущество организаций.
|
5. Иные налоги и сборы.
|
5.1. Нет различий в обложении ЕСН и экологическим налогом.
|
6. Таможенные пошлины.
|
6.1. Освобождаются от пошлины суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации, декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.
|
6.1. Нет освобождения от уплаты таможенных пошлин.
|
Управляющий партнер АБ "Юринфлот-СПб"
Владимир Морковикн
|
30.05.2018
АБ "ЮРИНФЛОТ-Санкт-Петербург" осуществила регистрацию 15 судов под флагом Российской Федерации для AAS Amur Assets Shipping – совместного предприятия, созданного Combi Lift для участия в строительстве Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома» в 150 км от российско-китайской границы
20.09.2017
АБ "Юринфлот-Санкт-Петербург" приняло участие на второй Международной конференции «Современный портовый флот – основа безопасности»
14.06.2016
АБ "Юринфлот-Санкт-Петербург" приняло участие урегулирование спора,связанным с навалом судна "Лира"на опору строящегося Керченского моста.
20.02.2016
Управляющий АБ "Юринфлот-СПБ" дал комментарий газете "Деловой Петербург" касательно таможенных изменений
01.12.2015
Управляющий АБ "Юринфлот-СПб" Владимир Морковкин дал комментарий РБК касательно закрытия Турцией проливов
|